25 февраля в Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров состоялась расширенная коллегия Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан, главной темой которой явилось подведение итогов деятельности Министерства образования и науки Республики за 2013 год и задачи на 2014 год.
«Сегодня мы подводим итоги работы образовательной системы Дагестана – составной части единого образовательного пространства Российской Федерации», – сказал Ш.Шахов.
Вначале Ш.Шахов предложил членам коллегии и присутствующим посмотреть два коротких ролика об итогах проведения ЕГЭ в регионах России и состоянии образовательных учреждений республики.
Затем министр образования, науки и молодежной политики Ш.Шахов особое внимание уделил вопросу подготовки и проведения ЕГЭ-2014. Министр отметил, что ЕГЭ будут сдавать не только учащиеся этих учреждений, но также и педагоги должны пройти аттестацию.
ЕГЭ в минувшем году стал, чуть ли не самым скандальным за всю историю. В списке нарушителей по проведению единого госэкзамена Дагестан занял первое место. По поручению Главы Дагестана Р.Г. Абдулатипова министр образования, науки и молодежной политики РД Шахабас Шахов проводит выездные расширенные совещания с педагогической общественностью, родительскими комитетами и главами администраций в городах и районах республик, обсуждая с ними вопросы подготовки и проведения государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена в 2014 году.
Поэтому в своем докладе отдельное внимание министр уделил проведенному в Дагестане с большими нарушениями единому государственному экзамену. По его словам, экзамен выявил серьезные недостатки в организации его подготовки и проведения, которые стали предметом обоснованной резкой критики руководства республики, Минобрнауки РФ, Рособрнадзора. Около трех тысяч выпускников городских школ выезжали для сдачи ЕГЭ в сельские школы, 920 выпускников приехали сдавать ЕГЭ в Дагестан из других регионов страны. По ходу экзаменов было составлено более 200 административных протоколов за нарушения порядка проведения ЕГЭ, выявлены факты массового списывания экзаменационных работ с вариантов ответов, размещенных в сети Интернет, 13 участников разместили содержание своих КИМов в Интернете, были выявлены недобросовестные эксперты, значительно завысившие оценки за работы.
За указанные нарушения освобождены от занимаемых должностей 6 руководителей районных управлений образования, 10 директоров школ, 10 специалистов органов управления образованием. Аннулировано без права пересдачи в 2013 году 13 работ, отменено 76 оценок с правом пересдачи в резервные дни, по результатам перепроверки снижены оценки за 1200 работ.
«Распоряжением Правительства РД создана рабочая группа по подготовке и проведению ЕГЭ. В марте-апреле 2014 года совместно с Рособрнадзором планируется проведение пробных экзаменов в форме ЕГЭ. Проводится масштабная информационно-разъяснительная работа с участниками. Мы обязаны переломить сложившуюся у нас порочную практику проведения ЕГЭ», - сказал Ш.Шахов.
Министр образования, науки и молодежной политики РД обозначил в качестве первоочередных задач, стоящих перед образованием республики реализацию указов Президента Российской Федерации В.В.Путина от 7 мая 2012 г., поручений Правительства РФ и Президента Республики Дагестан Р.Г.Абдулатипова.
«Сегодня мы подводим итоги работы образовательной системы Дагестана – составной части единого образовательного пространства Российской Федерации. Сеть образовательных учреждений нашей республики состоит из 2798 учреждений, в том числе 35 федеральных, 223 республиканских, 2470 – муниципальных. Учредителями 88% учреждений являются администрации городов и районов, поэтому очевидно, что успех развития всей образовательной системы в значительной степени зависит от напряженной, высокопрофессиональной деятельности наших коллег из муниципалитетов, которой будет уделено большое внимание в отчете министерства», - сказал Шахабас Шахов.
Он также отметил, что на основании мониторинга существующей системы дошкольного образования республики, министерством была составлена «дорожная карта» развития дошкольного образования до 2015 года, в ходе реализации которой в 2013 году за счет всех форм дополнительно введено 6565 мест в дошкольных учреждениях, из них за счет строительства - 1230 мест, за счет реконструкции - 375 мест, за счет расширения имеющихся зданий дошкольных образовательных учреждений - 4800 мест и 1 здание возвращено для использования под детский сад из ранее перепрофилированных.
«Показатели по вводу мест за 2013 год могли бы быть значительно выше в случае выполнения принятых на себя обязательств по строительству дошкольных образовательных учреждений следующими муниципальными образованиями: Ногайский, Чародинский, Ботлихский, Агульский, Гергебильский, Сергокалинский, Дахадаевский, Акушинский, Буйнакский, Табасаранский, Кайтагский, Докузпаринский и Тляратинский районы, а также г.Махачкала. В результате в I квартале 2014 года республика не получила финансовых средств для реализации программы», - заявил Ш. Шахов. Также министр отметил, что в целях предотвращения коррупции при приеме детей в дошкольные учреждения и выявления реальных потребностей республики в детские сады внедрена республиканская информационная система «Электронная очередь». Шахабас Шахов также напомнил, что в феврале 2013 года на встрече с членами Общественной палаты Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов дал поручение объявить конкурс учителей литературы, создать республиканскую математическую школу, республиканские правовые школы. «Во исполнение этого поручения была проведена олимпиада учителей математики, конкурс «Учитель года Дагестана», и на базе школ, в которых работают победители и призеры этих конкурсов, открыты три математические школы, две исторические, три лингвистические, а также восемь школ народного творчества в центрах традиционных народных промыслов. Такую работу надо продолжить», - заметил он. Также Ш.Шахов отметил, что в результате анализа, проведенного Счетной палатой РД по поручению Главы Республики Дагестан Р.Г.Абдулатипова, были выявлены серьезные нарушения в работе вечерних школ: фальсификация статистической отчетности, «мертвые души» педагогов и учащихся, крайне низкая результативность выпускных экзаменов. В связи с этим сеть вечерних школ была оптимизирована: вместо самостоятельных учреждений, не имевших своей учебно-материальной базы, открыты вечерние классы в дневных школах, которые дают возможность их учащимся активно пользоваться учебно-материальной базой дневной школы, эффективно управляемы и контролируемы. Шахабас Шахов отметил, что в республике ведется активная работа по оптимизации системы профессионального образования, фундаментом которого должен стать регулярный мониторинг рынка труда и учет потребностей республики в кадрах рабочих и специалистов среднего звена.
Министр также рассказал о проводимой работе по обеспечению равного доступа к средствам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и о том внимании, которое уделяется работе по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
В заключение Шахабас Шахов отметил, что в 2014 году в рамках реализации приоритетных проектов, Минобрнауки РД существенно откорректировало свои подпрограммы и мероприятия: «Языки народов Дагестана», «Русскоязычный Дагестан», «Англоязычный Дагестан», «Ислам и просвещение», «Школа будущего», «Гармонизация образования с нуждами экономики региона», «Изменения в системе дошкольного образования». Это главные ориентиры нашей деятельности.
Файлы
doclad_coll.doc
resh_coll.pdf