Переживая нелегкий этап реформирования, дагестанское образование приобретает новые черты мобильного, креативного, нацеленного на овладение новыми информационными технологиями и знаниями. Но очевидно, что при всех новациях в первую очередь оно должно быть качественным и доступным. А перед учащимися ставится задача самостоятельно добывать знания не на всю жизнь, а через всю жизнь. Вопросов много, и главные из них, какие же наиболее эффективные механизмы должны способствовать переориентации на новые формы обучения, при этом сохраняя уникальный опыт отечественной педагогики? Что должно стать толчком для реальных перемен в психологии педагога и ученика? Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения нашего корреспондента с министром образования, науки и молодежной политики РД Шахабасом Шаховым.
- Все изменения, происходящие в общеобразовательных учреждениях республики, - сказал он, - вызваны неудовлетворенностью общества качеством предоставляемых образовательных услуг. Низкое качество образования имеет далеко идущие последствия. Одиннадцать лет, потерянных в школе за годы безвременья, не возместить уже никогда. Плохой ученик не получит хорошее профессиональное образование, не найдет себе достойное место в жизни, не обеспечит нормальные условия ни себе, ни своей семье, ни своей стране. Когда это глубоко осознают дети, их родители, учителя, дела в общеобразовательных учреждениях улучшатся.
МОН РД сейчас начало проводить мониторинг состояния учебно-материальной базы всех школ республики, уровня внедрения современных технологий, в первую очередь информационно-коммуникационных, и, конечно, уровень знаний учащихся. Чтобы эта работа не велась от случая к случаю, создан Центр оценки качества знаний при Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров, сотрудники которого регулярно проводят срезы знаний по различным предметам, разным классам. Результаты этих срезов, выявляющиеся по ходу проблемы, характерные пробелы станут основой не только выводов о состоянии обучения в конкретной школе конкретного района, города, но и программы повышения квалификации учителей.
С самого начала учебного года республиканское образование систематически готовится к Единому государственному экзамену. Прежде всего мы стараемся довести до сознания учащихся, родителей, учителей, что не допустим повторения той ситуации на ЕГЭ, которая имела место ранее, потому что такой экзамен не только подверг сомнению авторитет школы, учителя, но и опозорил республику в глазах российской общественности, самым негативным образом сказался на сознании выпускников, убедил их в отсутствии справедливости, в том, что за деньги можно позволить себе все, что все можно купить. С таким сознанием достойного гражданина не воспитаешь.
Уверен, что наши республиканские встречи по проблемам ЕГЭ педагогов и руководителей муниципальных образований с Президентом Дагестана Р. Абдулатиповым, руководителями Минобрнауки России, Рособрнадзора изменили отношение к экзамену. Сегодня руководители, ответственные работники министерства проводят встречи с педагогами и родителями выпускников с разъяснениями основных требований и порядке проведения ЕГЭ.
Активно идет реализация приоритетного проекта Президента РД «Человеческий капитал», его подпроекта «Школа будущего». В ближайшее время в 450 школ республики будет направлено новое оборудование: интерактивные доски, ноутбуки для учителей, планшеты для учащихся и программное обеспечение по основным учебным дисциплинам. Считаю, что большое влияние на совершенствование образовательного процесса окажет мониторинг деятельности муниципальных органов управлений образования по восьми основным критериям и составление на основе результатов мониторинга рейтинга управлений. Так как все эти показатели формируются в первую очередь в образовательных учреждениях, их прозрачность является серьезным стимулом для активизации работы.
- Наконец принят новый закон «Об образовании в РФ». Его новация состоит в том, что он объединяет два базовых закона - «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В чем, по-вашему, преимущества закона и каким образом это скажется на модернизации базовой средней школы в нашей республике?
- Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» имеет принципиальные отличия от старого. Так как закон, действовавший до декабря 2012 года, был принят двадцать лет назад, он перестал соответствовать требованиям времени. Новый закон учитывает российский опыт развития образования, закрепляет все последние изменения, происшедшие в отечественной системе образования, и закладывает основы ее развития в будущем.
В соответствии с новым законом общедоступным становится дошкольное образование, и все мы являемся свидетелями того, как активно ведется в нашей стране работа по обеспечению всех детей местами в дошкольных учреждениях. Впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение. Предусматривается бюджетное финансирование граждан, обучающихся в негосударственных образовательных организациях. Учащиеся получают возможность выбирать учебные курсы, причем не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами. Расширяются полномочия общественных советов, благодаря чему родители, работодатели, сами учащиеся получают больше возможностей для влияния на образовательный процесс. Есть и другие преимущества, но я перечислил те из них, которые окажут наибольшее влияние на модернизацию общего образования.
- Другой, не менее важный вопрос - духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Какие основные принципы вкладываются в современную образовательную доктрину? И каким вам видится современный школьник применительно к достаточно серьезной ситуации в республике?
- Основные принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России четко сформулированы в федеральном государственном образовательном стандарте, который мы начали внедрять три года назад.
Личность формируется в семье, в неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, сфере массовой информации, искусства и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходят в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника, и недостатки его развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Цель школы - воспитать высоконравственного, компетентного гражданина своей большой и малой Родины, осознающего ответственность за настоящее и будущее своё, своей семьи, своей страны. Что касается наших особенностей, в том числе связанных со сложной ситуацией в республике, то о них исчерпывающе сказал в своем ежегодном Послании НС РД Глава Дагестана Р.Г.Абдулатипов: «Дагестанцам свойственны умеренность и спокойствие, мудрость и достоинство. Ничто не должно побуждать нас к агрессивности и вражде, к крайностям и распущенности. Такова базовая характеристика нашего менталитета, которая может позитивно влиять на наши преобразования... Мы воссоздаем свободную республику для свободных, благополучных и законопослушных граждан». Вот такими хочется видеть современных школьников.
- Понятно, что инновационное образование в республике должно реализовываться в подготовленных, оснащенных программным оборудованием новых современных школах. Но в республике более 60 % образовательных учреждений продолжают располагаться в нетиповых приспособленных помещениях. Как в этом году обстоит дело со сдачей школьных объектов, детских садов?
- В рамках Республиканской инвестиционной программы 2013 года, по данным Министерства экономики и территориального развития РД, на 9 января 2014 года введены в эксплуатацию 8 учебных корпусов на 2736 ученических мест, 5 спортзалов к существующим школам общей площадью 1800 кв. метров, 2 спальных корпуса на 260 мест к пришкольным интернатам, 4 пищеблока и 1 актовый зал к существующим школам, 10 детских садов на 1450 мест. За счет средств финансирования 2013 года в рамках этой же программы подлежат вводу в эксплуатацию в I квартале 2014 года 1 учебный корпус на 704 ученических места, 2 спортзала к существующим школам общей площадью 2090 кв. метров, 1 пищеблок и 14 детских садов на 2550 мест. Такого объема строительства объектов образования наша республика не достигала никогда. И поскольку строительство образовательных учреждений ежедневно контролируется Правительством Дагестана, лично Главой республики Р.Г.Абдулатиповым, то нет сомнений, что эта работа будет продолжаться теми же темпами.
- Теперь вопрос о лицензировании организаций начального, среднего и высшего профессионального образования. Работа идет. Каковы главные выводы и итоги инспектирования НПО, СПО и высшей школы?
– Мы глубоко и подробно проанализировали состояние и деятельность республиканских учреждений начального и среднего профессионального образования. К сожалению, положение во многих из них удручающее. Нами намечены планы по выводу их из кризиса, что очень непросто, учитывая напряженность республиканского бюджета. Подготовлен проект постановления Правительства РД по оптимизации сети этих учреждений, и мы сделаем все, чтобы их выпускники смогли эффективно трудиться на благо Дагестана.
- Как обстоит ситуация с так называемыми филиалами вузов? Можно ли утверждать, что мы покончили с постыдными «университетами», располагающимися в типовых квартирах?
- По поручению Президента РД Прокуратурой РД совместно с Министерством образования и науки РД, Советом ректоров вузов РД, с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по РД, МЧС России по РД и представителей государственных вузов республики проведена проверка соответствия лицензионным требованиям и условиям осуществления образовательной деятельности учебных заведений высшего профессионального образования и их филиалов всех форм собственности, расположенных на территории РД. По результатам проверки Прокуратурой РД собран материал для представления в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации.
Комиссия сделала вывод, что только восемь из проверенных организаций имеют право на существование. Теперь дело за Минобрнауки РФ и Рособрнадзором. Мы, конечно, не будем стоять в стороне, тем более что заинтересованы в том, чтобы все организации образования на территории Дагестана работали честно и эффективно. Тем более, что есть политическая воля Главы республики Р. Абдулатипова, Министерства образования и науки Российской Федерации, всего дагестанского общества навести порядок в этой ключевой сфере.
№№30-31 от 5 февраля 2014 г.