Статья. Растить граждан и патриотов

Военное поражение экстремистов в 1999 году привело к спаду их активности в Дагестане и на Северном Кавказе. Эксперимент с попыткой создания тоталитарного религиозного государства на территории Дагестана вне состава России провалился.

Так почему же, несмотря на полное неприятие подавляющим большинством дагестанцев экстремистской идеологии продемонстрированное нашими народами в 1999 году, не привело к ликвидации движения ваххабитов, а только загнало его в глубокое подполье. В чём секрет "живучести" этой организации.

Сегодня абсолютно точно доказано, что террористические структуры в Южном федеральном округе, в том числе и в Дагестане, тесно связаны с радикальными экстремистскими организациями за рубежом, за которыми просматриваются геополитические интересы как восточных государств, так и ряда западных держав. Спецслужбы мировых центров геополитического влияния, действующие с молчаливого одобрения своего политического руководства, во взаимодействии с неправительственными организациями этих стран стремятся обеспечить благоприятные условия для оказания выгодного им воздействия на развитие политической, экономической и религиозной ситуации как в Дагестане, так и в регионе. Эта подрывная деятельность щедро оплачивается.

Зарубежных хозяев террористов, как и их самих, абсолютно не беспокоит кровь, проливающаяся на нашей земле в результате их деятельности, горе наших людей и слезы наших матерей, теряющих своих детей по обе стороны этой бессмысленной войны.

Проанализируем цифры, которые показывают потери нашего общества в этой войне, только за период с 2005 года по сегодняшний день: погибло 580 человек, из которых 238 работники государственных и правоохранительных органов, 45 мирных жителей (женщины и дети) и 297 человек со стороны боевиков; ранено 565 человек, из которых 459 работники государственных и правоохранительных органов и 106 человек мирных жителей (женщины дети); задержано 529 боевиков.

Зарубежных хозяев террористов, как и их самих, абсолютно не беспокоит кровь, проливающаяся на нашей земле в результате их деятельности, горе наших людей и слезы наших матерей, теряющих своих детей по обе стороны этой бессмысленной войны

Вдумайтесь в эти цифры: за последние 4,5 года, погибло около 1700 дагестанцев. Ради чего все эти жертвы? Чем обосновывают свои действия так называемые "лесные братья"?

Прежде всего, борьбой за веру, за развитие и распространение исламской религии, за недопущение притеснения мусульман со стороны светского государства, моральным оздоровлением дагестанцев на основе исламской религии и невозможностью участия мусульман в делах общества и государства. На первый взгляд, эти идеи и лозунги могут показаться привлекательными, но так ли это на самом деле?

Одним из средств достижения своих целей экстремисты избрали джихад, якобы опираясь на положения Корана. Вместе с тем вопреки призывам террористов, джихад отнюдь не сводится к войне с неверными. Ведущие современные мусульманские правоведы подчеркивают, что джихад – это прежде всего призыв к следованию путем Аллаха, усилия, направленные на самосовершенствование общества. Причем призыв следовать воле Аллаха, обращенный к немусульманам, исключает любое насилие, о чем прямо говорится в Коране: "Нет принуждения в религии" (2:256), "Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшим способом" (16:125).

Что же касается вооруженных действий как одной из форм джихада, активно используемых сегодня в Дагестане террористическим подпольем, то они допускаются не в качестве способа покончить с неверием и неверными, а только в качестве защиты от прямого нападения на мусульман.

Подобные противоречия со священным писанием сплошь и рядом встречаются и в других положениях ваххабистской идеологии, где сначала идёт некое идеологическое положение, а затем приводится вырванная из контекста цитата из Корана и сунны, призванная это положение подтвердить.

Совершенно очевидно, что экстремисты используют исламское учение не для того, чтобы понять, что Всевышний счёл нужным довести до людей, а для того, чтобы использовать цитаты из Корана и сунны с целью подкрепления своих собственных реакционных идей, не имеющих ничего общего с религией.

Из всего этого можно сделать бесспорный вывод о том, что ваххабизм – это не религиозная община, а скорее, – военизированная политическая организация со своей структурой, жесткой внутренней дисциплиной, ярко выраженным единоначалием и круговой порукой. А так назы-ваемая борьба ваххабитов за чистоту ислама служит лишь ширмой для достижения своих главных меркантильных целей – захвата политической и государственной власти, установления собственного контроля над экономическими и природными ресурсами, отторжения Дагестана и всего Северного Кавказа от России.

Понимая значимость религии в жизни многих дагестанцев, ваххабиты для достижения этих целей пытаются внедрить в сознание людей идею об ущемлённости исламской веры в условиях светского государства. Эти утверждения террористов не имеют под собой никаких оснований. Наша страна является свободным демократическим государством, Основной закон которого гарантирует всем гражданам свободу совести и вероисповедания. В соответствии с этими положениями Конституции сегодня и в республике, и в России в целом каждый гражданин имеет полное право исповедовать или не исповедывать любое религиозное учение. Сегодня исламская религия наряду с другими религиозными конфессиями имеет широкие возможности для своего развития.

В настоящее время для республики и страны в целом ислам – это не чуждое и постороннее явление, а одна из традиционных признаваемых государством религий.

Одновременно он является неотъемлемой частью российской истории и культуры, образом жизни миллионов людей, для которых Россия - их родной дом. Ислам – не только религия, но и особая цивилизация и культура. В ее рамках сложилась своя система нравственно-духовных и политико-правовых ценностей, накоплен огромный интеллектуальный потенциал, сформировалось богатое идейное наследие. Позитивные нравственные и интеллектуальные достижения исламской цивилизации стали неотъемлемой частью общероссийской культуры, они вносят вклад в духовное обновление страны.

В республике построены тысячи мечетей, развивается исламское религиозное образование, на различных телеканалах регулярно идут телепередачи на религиозные темы с участием духовенства. Всё это свидетельствует о том, что призывы террористов к защите исламских ценностей с оружием в руках от несуществующей для мусульман опасности, якобы исходящей со стороны светского государства, абсолютно не состоятельны.

Именно на основе вышеперечисленных неоспоримых фактов мы должны вести разъяснительную работу с людьми, особенно с подрастающим поколением, которое в силу своих возрастных и эмоциональных особенностей подвержено внешнему влиянию. Нельзя допустить, чтобы они попадали под крыло бандитов и пополняли их ряды.

Руководством Республики Дагестан в последние годы проводится большая работа нацеленная на полную стабилизацию обстановки в республике, на искоренение экстремизма и терроризма из нашей жизни. Президент РД М. Алиев справедливо считает, что с теми экстремистами, кто непримирим и антироссийски настроен, объявил войну собственному народу и государству, сомкнулся с международными террористическими центрами, "нужно вести бескомпромиссную, беспощадную борьбу с применением самых жестких мер, предусмотренных законодательством". В то же время нам предстоит ещё многое сделать для того, чтобы выбить социальную и идео-логическую базу из-под ног экстремизма.

Конечно же, школа, педагоги не могут находиться в стороне от этой работы. Одной из приоритетных целей воспитательной работы образовательных учреждений должно стать развитие неприятия экстремизма и терроризма учащимися и ослабление психологических предпосылок возникновения этих асоциальных явлений. Необходимо сделать всё для того, чтобы формировать у школьников представление о порочности экстремизма, как способа решения политических задач и форм отношений между людьми, о несостоятельности терроризма как средства достижения политических и идеологических целей. Нужно выработать у школьников иммунитет к попыткам экстремистских кругов влиять на их сознание, психологическую устойчивость перед угрозами терактов, выявлять и предупреждать развитие элементов экстремистских воззрений.

Соответствующую работу надо проводить с самого раннего возраста, начиная с дошкольных учреждений. Активно использовать возможности учреждений дополнительного образования, не допускать сокращения этих учреждений. А такие факты, к сожалению, имеют место, в 2008 году охват учащихся дополнительным образованием в республике сократился на 6 тыс. человек.

Необходимо добиваться положения, при котором ни один ребёнок не останется без внимания и влияния педагогических коллективов. В связи с этим очень серьёзно следует подходить к вопросу охвата детей образовательными учреждениями всех типов. Положение, когда в республике более 1000 детей вообще не охвачены обучением совершенно недопустимо.

Используя все меры юридического и общественного воздействия, мы должны добиться, чтобы в республике вообще не было таких фактов.

К сожалению, зачастую в воспитательной работе мы уделяем больше внимания форме проведения мероприятий и их массовости, упуская при этом содержательную сторону и эффективность воспитательного воздействия на учащихся. Не отказываясь от проверенных традиционных форм воспитательной работы, необходимо дополнить её индивидуальным подходом к каждому ребёнку, привлекая к этой деятельности родителей.

Вопросы противодействия распространению экстремистской и террористической идеологии, развития гражданственности и патриотизма должны стать целенаправленным самостоятельным направлением воспитательной деятельности.

На примерах именно таких событий, как разгром банд международных террористов в 1999 году, Победа в Великой Отечественной войне и многих других, мы должны воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и бережного отношения к истории, основываясь на вечных духовных ценностях и традициях наших народов, нашей великой Родины.

 

"Дагестанская правда"

09.09.2009 

Показать еще Показать еще

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.