Военное поражение экстремистов в 1999 году привело к спаду их активности в Дагестане и на Северном Кавказе. Эксперимент с попыткой создания тоталитарного религиозного государства на территории Дагестана вне состава России провалился.
Так почему же, несмотря на полное неприятие подавляющим большинством дагестанцев экстремистской идеологии продемонстрированное нашими народами в 1999 году, не привело к ликвидации движения ваххабитов, а только загнало его в глубокое подполье. В чём секрет "живучести" этой организации.
Сегодня абсолютно точно доказано, что террористические структуры в Южном федеральном округе, в том числе и в Дагестане, тесно связаны с радикальными экстремистскими организациями за рубежом, за которыми просматриваются геополитические интересы как восточных государств, так и ряда западных держав. Спецслужбы мировых центров геополитического влияния, действующие с молчаливого одобрения своего политического руководства, во взаимодействии с неправительственными организациями этих стран стремятся обеспечить благоприятные условия для оказания выгодного им воздействия на развитие политической, экономической и религиозной ситуации как в Дагестане, так и в регионе. Эта подрывная деятельность щедро оплачивается.
Зарубежных хозяев террористов, как и их самих, абсолютно не беспокоит кровь, проливающаяся на нашей земле в результате их деятельности, горе наших людей и слезы наших матерей, теряющих своих детей по обе стороны этой бессмысленной войны.
Проанализируем цифры, которые показывают потери нашего общества в этой войне, только за период с 2005 года по сегодняшний день: погибло 580 человек, из которых 238 работники государственных и правоохранительных органов, 45 мирных жителей (женщины и дети) и 297 человек со стороны боевиков; ранено 565 человек, из которых 459 работники государственных и правоохранительных органов и 106 человек мирных жителей (женщины дети); задержано 529 боевиков.
Зарубежных хозяев террористов, как и их самих, абсолютно не беспокоит кровь, проливающаяся на нашей земле в результате их деятельности, горе наших людей и слезы наших матерей, теряющих своих детей по обе стороны этой бессмысленной войны
Вдумайтесь в эти цифры: за последние 4,5 года, погибло около 1700 дагестанцев. Ради чего все эти жертвы? Чем обосновывают свои действия так называемые "лесные братья"?
Прежде всего, борьбой за веру, за развитие и распространение исламской религии, за недопущение притеснения мусульман со стороны светского государства, моральным оздоровлением дагестанцев на основе исламской религии и невозможностью участия мусульман в делах общества и государства. На первый взгляд, эти идеи и лозунги могут показаться привлекательными, но так ли это на самом деле?
Одним из средств достижения своих целей экстремисты избрали джихад, якобы опираясь на положения Корана. Вместе с тем вопреки призывам террористов, джихад отнюдь не сводится к войне с неверными. Ведущие современные мусульманские правоведы подчеркивают, что джихад – это прежде всего призыв к следованию путем Аллаха, усилия, направленные на самосовершенствование общества. Причем призыв следовать воле Аллаха, обращенный к немусульманам, исключает любое насилие, о чем прямо говорится в Коране: "Нет принуждения в религии" (2:256), "Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшим способом" (16:125).
Что же касается вооруженных действий как одной из форм джихада, активно используемых сегодня в Дагестане террористическим подпольем, то они допускаются не в качестве способа покончить с неверием и неверными, а только в качестве защиты от прямого нападения на мусульман.
Подобные противоречия со священным писанием сплошь и рядом встречаются и в других положениях ваххабистской идеологии, где сначала идёт некое идеологическое положение, а затем приводится вырванная из контекста цитата из Корана и сунны, призванная это положение подтвердить.
Совершенно очевидно, что экстремисты используют исламское учение не для того, чтобы понять, что Всевышний счёл нужным довести до людей, а для того, чтобы использовать цитаты из Корана и сунны с целью подкрепления своих собственных реакционных идей, не имеющих ничего общего с религией.
Из всего этого можно сделать бесспорный вывод о том, что ваххабизм – это не религиозная община, а скорее, – военизированная политическая организация со своей структурой, жесткой внутренней дисциплиной, ярко выраженным единоначалием и круговой порукой. А так назы-ваемая борьба ваххабитов за чистоту ислама служит лишь ширмой для достижения своих главных меркантильных целей – захвата политической и государственной власти, установления собственного контроля над экономическими и природными ресурсами, отторжения Дагестана и всего Северного Кавказа от России.
Понимая значимость религии в жизни многих дагестанцев, ваххабиты для достижения этих целей пытаются внедрить в сознание людей идею об ущемлённости исламской веры в условиях светского государства. Эти утверждения террористов не имеют под собой никаких оснований. Наша страна является свободным демократическим государством, Основной закон которого гарантирует всем гражданам свободу совести и вероисповедания. В соответствии с этими положениями Конституции сегодня и в республике, и в России в целом каждый гражданин имеет полное право исповедовать или не исповедывать любое религиозное учение. Сегодня исламская религия наряду с другими религиозными конфессиями имеет широкие возможности для своего развития.
В настоящее время для республики и страны в целом ислам – это не чуждое и постороннее явление, а одна из традиционных признаваемых государством религий.
Одновременно он является неотъемлемой частью российской истории и культуры, образом жизни миллионов людей, для которых Россия - их родной дом. Ислам – не только религия, но и особая цивилизация и культура. В ее рамках сложилась своя система нравственно-духовных и политико-правовых ценностей, накоплен огромный интеллектуальный потенциал, сформировалось богатое идейное наследие. Позитивные нравственные и интеллектуальные достижения исламской цивилизации стали неотъемлемой частью общероссийской культуры, они вносят вклад в духовное обновление страны.
В республике построены тысячи мечетей, развивается исламское религиозное образование, на различных телеканалах регулярно идут телепередачи на религиозные темы с участием духовенства. Всё это свидетельствует о том, что призывы террористов к защите исламских ценностей с оружием в руках от несуществующей для мусульман опасности, якобы исходящей со стороны светского государства, абсолютно не состоятельны.
Именно на основе вышеперечисленных неоспоримых фактов мы должны вести разъяснительную работу с людьми, особенно с подрастающим поколением, которое в силу своих возрастных и эмоциональных особенностей подвержено внешнему влиянию. Нельзя допустить, чтобы они попадали под крыло бандитов и пополняли их ряды.
Руководством Республики Дагестан в последние годы проводится большая работа нацеленная на полную стабилизацию обстановки в республике, на искоренение экстремизма и терроризма из нашей жизни. Президент РД М. Алиев справедливо считает, что с теми экстремистами, кто непримирим и антироссийски настроен, объявил войну собственному народу и государству, сомкнулся с международными террористическими центрами, "нужно вести бескомпромиссную, беспощадную борьбу с применением самых жестких мер, предусмотренных законодательством". В то же время нам предстоит ещё многое сделать для того, чтобы выбить социальную и идео-логическую базу из-под ног экстремизма.
Конечно же, школа, педагоги не могут находиться в стороне от этой работы. Одной из приоритетных целей воспитательной работы образовательных учреждений должно стать развитие неприятия экстремизма и терроризма учащимися и ослабление психологических предпосылок возникновения этих асоциальных явлений. Необходимо сделать всё для того, чтобы формировать у школьников представление о порочности экстремизма, как способа решения политических задач и форм отношений между людьми, о несостоятельности терроризма как средства достижения политических и идеологических целей. Нужно выработать у школьников иммунитет к попыткам экстремистских кругов влиять на их сознание, психологическую устойчивость перед угрозами терактов, выявлять и предупреждать развитие элементов экстремистских воззрений.
Соответствующую работу надо проводить с самого раннего возраста, начиная с дошкольных учреждений. Активно использовать возможности учреждений дополнительного образования, не допускать сокращения этих учреждений. А такие факты, к сожалению, имеют место, в 2008 году охват учащихся дополнительным образованием в республике сократился на 6 тыс. человек.
Необходимо добиваться положения, при котором ни один ребёнок не останется без внимания и влияния педагогических коллективов. В связи с этим очень серьёзно следует подходить к вопросу охвата детей образовательными учреждениями всех типов. Положение, когда в республике более 1000 детей вообще не охвачены обучением совершенно недопустимо.
Используя все меры юридического и общественного воздействия, мы должны добиться, чтобы в республике вообще не было таких фактов.
К сожалению, зачастую в воспитательной работе мы уделяем больше внимания форме проведения мероприятий и их массовости, упуская при этом содержательную сторону и эффективность воспитательного воздействия на учащихся. Не отказываясь от проверенных традиционных форм воспитательной работы, необходимо дополнить её индивидуальным подходом к каждому ребёнку, привлекая к этой деятельности родителей.
Вопросы противодействия распространению экстремистской и террористической идеологии, развития гражданственности и патриотизма должны стать целенаправленным самостоятельным направлением воспитательной деятельности.
На примерах именно таких событий, как разгром банд международных террористов в 1999 году, Победа в Великой Отечественной войне и многих других, мы должны воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и бережного отношения к истории, основываясь на вечных духовных ценностях и традициях наших народов, нашей великой Родины.
"Дагестанская правда"
09.09.2009