Письмо №06-1509/01-18/16 от 10 марта 2016г.

Об усилении внимания к преподаванию родных языков    

          

Руководителям муниципальных

органов управления образованием

 

Важной составляющей образования республики выступает региональный компонент, ориентированный на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. В духовно-нравственном воспитании школьников ключевое место занимают родные языки.

ФГОС включают требования к условиям реализации образовательных программ, которые предусматривают создание комфортной среды и наличие кадров, способных осуществить эту задачу. Учителя должны соответствовать инновационной профессиональной деятельности, т.е. владеть технологиями развивающего обучения, обладать ключевыми профессиональными компетенциями.

В рамках выполнения Плана мероприятий по реализации постановления Правительства РД от 15 октября 2015 г.№289 «О дополнительных мерах по изучению русского языка и языков народов Дагестана» необходимо активизировать внимание руководителей образовательных организаций, учителей родных языков, родителей, общественности, уделяемое вопросам изучения родных языков.

В повышении качества  преподавания родных языков роль органов управления  образованием весьма значительна.   Управлениями образования  городов и районов ежегодно осуществляется контроль над состоянием преподавания родных языков, на должном уровне организована работа методических объединений.

В школах заметно оживилась  внеклассная работа, которая способствует привитию интереса к языку, культуре, традициям родного края. Об этом свидетельствуют информация и публикации о проведенных мероприятиях в СМИ.

Во всех образовательных организациях проходят мероприятия, посвященные празднованию Международного дня родного языка. Ведётся большая работа по созданию соответствующей современным требованиям материально-технической базы преподавания родных языков.

Заметно улучшился качественный состав учителей, однако отделам образования районов и руководителям школ необходимо продолжить целенаправленную работу по обеспечению общеобразовательных учреждений квалифицированными кадрами с соответствующим образованием.

Министерством образования Республики Дагестан  проводится большая работа по стимулированию труда учителей, повышению мотивации учащихся к изучению родных языков. С 2006 года реализуется национальный проект «Образование», в рамках которого награждаются лучшие учителя России. Отрадно, что в конкурсе активно участвуют и учителя родных языков. Кроме того, учителям  родных языков - победителям предметных номинаций Республиканского конкурса «Лучший учитель родного языка» присваивается звание «Отличник образования Республики Дагестан».

Министерством образования Республики Дагестан  проводится большая работа, направленная на поощрение научно-исследовательской деятельности учащихся.

В рамках исполнения мероприятий, направленных на качество преподавания, сохранение и популяризацию родных языков, будут проведены ежегодные республиканские конкурсы «Лучший учитель родного языка» и  «Второе дыхание родным языкам». На ННТ (Наше национальное телевидение) разработаны и еженедельно выходят в эфир проекты  «Маленькие горцы» с участием детей и «Лингвистические уроки», которые ведут лучшие учителя школ республики на шести языках. Профессиональные конкурсы способствуют повышению авторитета учителя, выявлению лучших представителей учительства, распространению передового педагогического опыта, стимулируют педагогов повышать квалификацию. Для совершенствования обучения школьников родным языкам и литературе в республике создана Ассоциация учителей аварского языка, объединяющая более 250 педагогов, создаются Ассоциации учителей кумыкского, лезгинского и даргинского языков.

Несмотря на проблемы качественной подготовки учителей родных языков, их нехватку, особенно в городских образовательных организациях, учителя родных языков и литератур участвуют во всероссийских конкурсах и мастер-классах. Достойно представили республику на федеральном уровне учителя родного языка Магамдаров Шамсудин (Герейхановская СОШ, 2013г.) и Мухумаева Сарат (СОШ № 7 г.Кизилюрта, 2014г.), которые стали победителями Конкурса «Лучший учитель родных, включая русский, языков». В 2015 году учитель родного языка и литературы СОШ № 51 г.МахачкалыБазаева Зарият победила в номинации «Учитель-исследователь».

Изучению родных языков препятствуют недостаточная обеспеченность образовательных организаций учебниками. НИИ педагогики им.А.Тахо-Годи совместно с заинтересованными лицами поручено  активизировать работу по подготовке рукописей и их выпуску, принять необходимые меры по обеспечению учебниками по родным языкам и литературе.

Однако органами управления  образованием отдельных районов и городов не уделяется должное внимание профессиональным конкурсам: они не проводятся либо проводятся формально. Поэтому на республиканских и межрегиональных конкурсах нередко выступают неподготовленные участники.            Необходимо уделить особое внимание повышению квалификации учителей родных языков и подготовке молодых специалистов.

Также доводим до Вашего сведения информацию о том, что  внесены изменения в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минобрнауки России  от 7 июля 2015 г. № 692). В  п. 4  Порядка указано, что лицам, изучавшим родной язык из числа языков народов РФ и литературу народов РФ на родном языке, при получении основного общего образования предоставляется право выбрать экзамен по родному языку или родной литературе. В связи с этим необходимо активизировать внимание школ на подготовке выпускников к сдаче ОГЭ по родному языку или литературе.Следовательно, одной из основных задач методистов по родным языкам, которые курируют вопросы преподавания родных языков,в текущем учебном году будет работа в данном направлении.

Исходя из вышеизложенного, рекомендуем: 

Начальникам органов управления образованием и директорам ОО: 

-провести анализ учебно-методического обеспечения школ (программы, учебники, УМК, средства обучения)  по родным языкам и совместно с муниципальным руководством принять меры для обеспечения всем необходимым по требованиям ФГОС второго поколения;

- регулярно проводить районные, городские семинары по реализации ФГОС;

- повсеместно проводить контроль знаний, навыков и умений учащихся по родным языкам с последующей разработкой плана городского (сельского) УО по повышению уровня преподавания и качества знаний, навыков и умений учащихся;

- создать все возможные педагогические условия для развития мотивации к изучению родных языков, формирования читательской культуры школьников, в том числе с учетом запросов детей с особыми образовательными потребностями;

- обеспечить престижность родных языков в современной школе на всех ступенях образования и разных уровнях; ввести повышающие коэффициенты в оплате труда учителей родных языков, которые позволят простимулировать педагогов к творческой профессиональной деятельности; продумать механизмы более оптимальной и комфортной учебной нагрузки для учителей родных языков;

- на уровне школьных педагогических коллективов признать, что именно учитель  родного языка в первую очередь решает важнейшую задачу формирования духовно-нравственного облика гражданина России, что, несомненно, позволит поднять социальный статус педагога;

- стимулировать участие учителей родного языка в конкурсах педагогического мастерства;

- усилить работу по взаимодействию с семьей и социумом в целях развития этноязыковой среды, пропаганды значимости родного языка и использования его в семье;

- ежегодно проводить пробные ОГЭ по родному языку;

- сделать обязательным для учителей родных языков  использование интернет-ресурсов;

- создать сайт, на котором учителя и методисты  будут выставлять учебно-методический материал по родным языкам и литературам;

- обеспечить кабинеты родного языка необходимым оборудованием и оргтехникой;

- содействовать проведению мероприятий, направленных на популяризацию родных языков;

- активизировать работу по внедрению новейших информационных технологий в сфере изучения языков;

- продолжить распространение инновационного опыта школ и отдельных педагогов–победителей профессиональных конкурсов в области  реализации ФГОС по родным языкам;

- активизировать работу по насыщению речевой среды дагестанских языков современными информационными, художественными и мультимедийными материалами.

Учителям родных языков и литератур ОО:

- повысить качественный уровень уроков, применять информационно-коммуникационные технологии, пользоваться интернет-ресурсами;

-умело осуществлять межпредметные связи, особенно с историей, изобразительным искусством, музыкой, театром, русской литературой, этнопедагогикой и этнопсихологией;

- внедрить в учебный процесс новейшие информационные технологии и широко практиковать активные формы обучения, реализуя на уроках задачи билингвального и полилингвального образования;

- проводить практико-ориентированное обучение, основанное на деятельностно-компетентностном подходе, способствующем формированию коммуникативных навыков;

- широко использовать разнообразные методические приемы, наглядные пособия, ТСО, улучшающие качество преподавания родного языка и литературы;

- организовать индивидуальную работу как с одаренными, так и с неуспешными в обучении детьми.

 

 

Первый заместитель министра                                                        Ш.Алиев

 

 

 

 

 

Исп.: Абдулбасирова Р.М.,

тел.: (8722) 51 79 05

Файлы

Показать еще Показать еще

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.